У меня на работе как то случилась такая аварийная ситуация - сопротивление изоляции кабеля на корпус стало равно нулю, если проверять мегомметром, а простым омметром померил переходное сопротивление на корпус - 4,2 Ом, предварительно отключив питание и нагрузку.
Наверное, стоит сказать, что этот кабель запитывает подъемный кран и сечение каждой медной жилы составляет 50 кв.мм. А еще длина кабеля больше 300 метров. Кабель проложен в металлической трубе с доступом через каждые 50 метров по всей длине судна.
И ежу понятно, что изоляция кабеля просто перетерлась. Итак, нужно точно определить место перетертой изоляции, определить причину случившегося и оперативно заменить перетертый участок кабеля, так как кабель очень дорогой, и его целиком никто менять не собирается. Как бы вы это сделали?
Мы, обслуживающий персонал, полностью отсоединили этот кабель и обследовали его по возможности, но не смогли определить место повреждения кабеля. Судно вошло в порт на выгрузку, и к нам на борт поднялось два местных китайских электрика - двое старичков.
Они не торопясь и очень долго выполняли подготовительные работы: обследовали линию, искали у себя разделительный трансформатор, искали дополнительный резистор по схеме, заставляли нас приносить им проводки и всячески содействовать. Мы наблюдали и прикалывались над ними, а они только улыбались. Но схема поиска поврежденного участка кабеля была собрана, которую я успешно зарисовал для вас и начались испытания.
Порядок действий для поиска поврежденного участка кабеля согласно схемы:
- Отсоединить кабель от питания и нагрузки.
- Мегометром и омметром определить неисправную жилу кабеля, которая начала касаться корпуса.
- Подсоеденить неисправную жилу согласно схемы. R доп взяли 100 Ом для удобства подсчета. По идее ток от вторичной обмотки трансформатора, в клемме 6, в месте замера 1, в месте замера 2 в месте касания корпуса и по корпусу будет равен I=U/Rобщ=110/(100+4,2)=1 А.
- Выполняем замеры тока в 1 А токовыми клещами: замер 1 = 1 А, замер 2 = 1 А, замер 3 = 0.
- Максимально суживаем участок кабеля между 2 и 3 замерами. Так определяется место перетертой изоляции. Если до него нет доступа, то вырезаем весь участок кабеля и наращиваем новый. Иногда, если к кабелю есть доступ, можно точно определить место повреждения изоляции кабеля.
Данный метод поиска поврежденного участка кабеля является надежным и универсальным. Многие скажут, а что здесь сложного? Вот, именно, нет ничего сложного, просто нужно было додуматься. На практике сложность заключается в том, что обычно кабеля прокладываются в кабельных трассах, где идет много одинаковых кабелей. В моем примере их было 8 штук и все без маркировки. Настоятельно рекомендую проводить замеры несколько раз, прежде чем что то резать! Во время замеров желательно все кабеля отсоединить от питания, что бы не было похожих токов в 1 А. Соблюдайте осторожность, ведь, в моем случае во время замеров кабель под напряжением 110 В!
А причиной поврежденного кабеля было место соединения железных труб, где они терли изоляцию кабеля. Причину выявили, аварийную ситуацию исправили и предотвратили выход из строя еще нескольких кабелей.
Китайцы китайцами, но, как видим, не все китайцы тупые, а в этом случае оказались даже умнее наших электромехаников и старших механиков. У них, видно, такие ситуации были часто, вот, они и оказались подготовленее, и заработали денег...
Скорее всего я бы тоже додумался до такого метода, но не было времени, так как такая аварийная ситуация возникла перед самым приходом в порт. Надеюсь, вам оказался полезен поиск поврежденного участка кабеля в озвученном варианте.