пятница, 19 марта 2021 г.

Штрафы за воровство на Украине

Штраф за воровство электроэнергии

Как ни крути, но в нашей многострадальной Украине невозможно жить честно на все 100 %. Как гласит народная мудрость: "Заплатил все налоги, - и спи спокойно, на кладбище...", это утверждение верно не только в части размеров налогов, но и в части оплаты счетов за коммунальные услуги в целом и за электроэнергию в частности. Стремительный рост тарифов на отпуск электроэнергии явно опережает рост зарплат на несколько порядков, как по частоте повышений, так и по величине. Как быть рядовому работнику завода, фабрики, продавцу рынка? Мы не берем в расчет олигархов, их семьи, чиновников и т.п. потребителей, для которых величина тарифа не имеет принципиального значения. Учитывая данную ситуацию, простому обывателю не остается ничего другого, как пытаться обманывать (и обманывать) энергоснабжающие организации в лице Облэнерго.

Способов обмана есть много. Можно во время ремонта подключить «левую» розетку до счетчика и подключать к ней наиболее мощные потребители типа бойлера (стиралки-автомата, обогревателей, кондиционеров и т.п.), можно замедлять или полностью останавливать счетчик при помощи пультов, магнитов, других, в т.ч. электронных устройств, можно установить закорачивающий фазу до и после счетчика тумблер и много других способов.

Вопрос, который мы хотим поднять в данной статье, - какие виды ответственности предусмотрены за подобную «экономию», т.е. за воровство электроэнергии с точки зрения законодательства? Отвечаем. Сумма штрафа, который энергоснабжающая организация выставляет за установленный и задокументированный соответствующим образом факт хищения достаточно высока для обычных рядовых потребителей. В среднем такая сумма составляет порядка 15 - 20 тысяч гривен для частных лиц, и от 30 до сотен тысяч для юридических лиц.

Подробная методика расчета суммы выставленного штрафа утверждена Постановлением НКРЭ №562 от 04.05.2006г. с последующими изменениями и дополнениями. Неспециалисту достаточно сложно разобраться в специальной терминологии, подытожив суть методики можно сказать, что основными критериями, влияющими на сумму штрафа можно назвать следующие:

  • сечение вводного кабеля (по которому считается максимальная пропускная способность), или максимальная сила тока, потребляемая всем имеющимся в помещении оборудованием (на эту методику идут крайне редко, в основном по первому методу),
  • вносились ли изменения в цепи учета или не вносились (лояльнее относятся к случаям без изменения цепей),
  • период, за который будет насчитываться сумма штрафа в годах согласно методике - это за 3 года, или со времени последней поверки, если она была позднее,
  • количество учитываемых для расчета часов использования полной мощности установленного оборудования или пропускной способности кабеля, может быть взято для расчета 12 или 24 часа в сутки, в зависимости от условий, прописанных в договоре.

Штраф за воровство воды

За народные методы «экономии» воды путем монтажа дополнительных (доприборных) врезок в трубопровод подачи воды на потребителей, путем остановки или замедления работы роторных приборов учета, путем отбора воды до прибора учета путем подсоединения к сливным отверстиям грязевых фильтров до прибора учета и другими способами, - предусмотрена административная ответственность. Наш среднестатистический соотечественник уже давно свыкся с мыслью, что даже при очень экономном использовании воды на собственные хозяйственные нужды, ему не удастся в полном объеме и своеременно оплачивать счета за коммунальные услуги, т.к. рост заработных плат в стране не поспевает за ростом тарифов на эти самые услуги. Т.е., как гласит пословица - «не надуришь - не проживешь», как то так и живем. Отсюда мораль - к государственным структурам нужно относиться с уважением и опаской, а «экономить» с использованием народных методов осторожно и в мерах разумного. К примеру, если среднемесячное потребление в вашей квартире или доме обычно составляло 10 м3, а потом вдруг остановилось на 0 или 1 м3 (после того как вы приобрели и начали пользоваться неодимовым магнитом), - это явно вызовет повышенное внимание контролирующих органов. На сегодняшний день, за установленный факт воровства воды, предусмотрены тысячные штрафы, в каждом конкретном случае они рассчитываются индивидуально, но чаще всего колеблются в пределах от 760 грн. до 6000 грн. (т.е. в среднем порядка 1500 грн.). Инспекцией водоканала производятся регулярные рейды внеплановых проверок водопользования, по результатам которых за месяц составляется около 25 Актов о нарушениях по каждому району города. Дабы не попасть в перечень нарушителей нужно экономить с умом и без фанатизма, например устанавливать магнит только после 18оо и снимать его около 7оо, при таком раскладе магнит будет стоять только в нерабочее время, а, значит, и с проверкой вас не смогут застать врасплох. Ни в коем случае не оставляйте магнит на счетчике, если в доме присутствуют только посторонние люди (например соседи, когда вы уезжаете в отпуск) или малолетние дети. Стоит отметить, что помимо расчетного штрафа за безучетное водопотребление, вам прийдется заплатить еще и за услуги повторного подключения к водопроводу, т.к. после обнаружения факта воровства воды - подача на квартиру будет перекрыта и опломбирована. Услуга повторного подключения оценивается в разных городах по-разному, и колеблется в пределах 280÷500 грн., кроме того, повторное подключение производится только после устранения причин воровства (левая врезка, магнит, и т.п.) и оплаты штрафа в полном объеме.

Штраф за воровство газа

Славяне привыкли искать пути мягко говоря незаконной экономии средств во всех областях жизни, и оплата счетов ЖКХ абсолютно не является исключением. Воровство газа на Украине достаточно распространенное явление, обычно это происходит в собственных квартирах или частных домовладениях, путем вмешательства в работу приборов учета газа, например их остановки или замедления при помощи неодимовых магнитов. Намного реже встречаются незаконные врезки в магистральные газопроводы низкого давления для запитки вновь построенных домов или ведения бизнеса в сфере услуг, например на нужды коммерческой сауны. Исходя из проводимой новым правительством Украины политики, количество случаев с хищениями природного газа среди населения будет только увеличиваться. Речь идет не только о стабильной геометрической прогрессии в росте тарифов на газ для населения, но и в такой же прогрессии снижения доходов рядовых граждан. Сегодня большинство крупных предприятий Украины или уже закрыто, или стоит на коленях, при этом курс доллара продолжает расти, а соответственно покупательская способность тех средств, которые еще хоть как то выплачивают гражданам - катастрофически падает. На все не хватает, а если нужно будет выбирать из двух вариантов: прокормить свою семью или продолжать кормить олигархов путем оплаты заоблачных счетов за ЖКХ - вывод напрашивается сам собой. Стоит отметить, что как и к любому выгодному делу, - к воровству газа стоит подходить с умом и ответственностью за возможные последствия, т.е. осторожно. На сегодняшний день в Украине за год рассматривается более 40 уголовных дел по факту хищения потребителями природного газа, обычно это мелкие бытовые абоненты, крупные предприятия стараются не портить отношения с энергоснабжающими организациями. Из всех открытых за год дел, до суда доходят не более 2-х или 3-х, да и по ним обычно принимаются достаточно мягкие решения. Согласно части 1 статьи 185 УК Украины за подобные хищения предусматривается максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 3-х лет, так же на усмотрение судьи может применяться наказание путем отбытия 2-х лет исправительных работ, назначенный судом срок общественных работ или наложение штрафа на сумму до 50 необлагаемых минимумов доходов граждан. В подавляющем большинстве случаев дело заканчивается наложением штрафа, а это максимум 850 грн. (при действующей минималке в 17 грн.). За последние полгода в ВР Украины уже несколько раз поднимался вопрос ужесточения ответственности за хищение природного газа, которым предусматривались более жесткие меры воздействия (например, штраф до 200 необлагаемых минимумов, т.е. 3400 грн.), однако Рада пока что неоднократно возвращала документ на доработку.